Skip to main content

Структура службы, направления работы

Психолого-педагогическое сопровождение

 

Объект психологической службы - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Предмет психологической службы — социально-психологические условия успешного обучения и развития.

 

Технологии работы:

·   осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

·   определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;

·   разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;

·   приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат;

·   систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;

·   создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

·   создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

 

 

 

 

Виды деятельности социально-психологической службы МПЛ

 

1.Коррекционно – развивающая работа

 

Развивающая деятельность  ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.

Психокоррекционная работа  осуществляется в форме групповой и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий.

Групповые формы работы

Занятия на каждом возрастном этапе ведутся по своей программе в рамках классных часов или факультативов.

Индивидуальные формы работы

Работа осуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей.

Предметом коррекционной работы является:

·   Коррекция тревожности и страхов;

·   Коррекция самооценки и уровня притязаний;

·   Коррекция агрессивности и конфликтности;

·   Коррекция неадекватных поведенческих проявлений;

·   Коррекция  отклонений в развития познавательных процессов.

 

2. Психологическое просвещение

 

2.1 Просвещение школьников

Просвещение школьников - один из основных видов деятельности службы, так как наличие  психологических знаний, адекватных возрасту, снижает риск нежелательного поведения, может уберечь от ошибочных действий, может помочь школьникам в поисках  причин их поведения.

Основные методы в этом виде деятельности  - беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов (видео, аудио), круглые столы, выступление ребят.

Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях.

2.2 Просвещение педагогов

Психологическое просвещение коллектива направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

·   организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;

·   построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

·   осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Основными формами работы являются – психологические семинары-практикумы, тематические педагогические советы, лектории, конференции, тренинги для педагогов.

2.3 Просвещение родителей.

Цель просвещения родителей - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

При встрече с родителями служба знакомит их с актуальными проблемами учащихся, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.

Формы работы: беседы на классных часах (чаще по итогам проведенных исследований в классе), тематические родительские собрания, уроки, тренинги для родителей, лекторий.

 

 

 

3.Психологическое индивидуальное  консультирование

 

Цель психологического консультирования – организация сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. По всем трем направлениям ведется учетная текущая документация.

3.1 Консультирование учащихся.

Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога.

Структура ведения консультации учащегося:

1.     Установление эмоционального контакта, создание доверительной обстановки

2.     Выяснение сути проблемы

3.     Построение гипотезы причины сложившейся ситуации

4.     Подтверждение гипотезы (диагностика)

5.     Выбор направлений и формы оказания помощи.

При необходимости возможен цикл консультаций с одним ребенком.

На консультациях используются различные методы: беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование, психодрамма, арт. – терапия.

Основные аспекты проблем учащихся:

·   Взаимодействие с родителями

·   Взаимодействие со сверстниками

·   Взаимодействие с педагогами

·   Взаимодействие с самим собой

3.2 Консультирование родителей.

   Это основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:

·     информирование родителей о школьных проблемах ребенка (родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление);

·     консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения (если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка);

·     получение дополнительной диагностической информации от родителей;

·     психологическая поддержка родителей (в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье).

3.3 Консультирование педагогов

Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и  учащихся. Иногда при решении, какого–либо вопроса появляется необходимость поговорить с педагогом, выяснить какие- либо детали, узнать его мнение – это происходит также в рамках индивидуального консультирования.

Основные темы консультации педагогов:

·     Взаимодействие с классом, учеником;

·     Взаимодействие с родителями, семьей;

·     Личные проблемы, конфликты.

3.4. Консультирование представителей других служб

·    Обсуждение и решение  вопросов, связанных с развитии детей  по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

4.      Психодиагностика

 

Этот вид деятельности необходим как инструментарий для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез, для составления психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи, для определения индивидуальной траектории обучения. Результаты по каждому исследованию освещаются на малых педсоветах, педагогических консилиумах. По необходимости даются рекомендации по работе с данными классами. Диагностика осуществляется в двух формах: индивидуальная (по запросам учителей, родителей, учащихся) и групповая диагностика (осуществляется  по параллелям в ходе классно-обобщающего контроля).

Диагностика в школе проводится в виде трех схем:

1.Диагностический минимум – комплексное, плановое обследование всех учащихся на данной параллели. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу на две: «психологически благополучных» и детей «с проблемами обучения и развития». Диагностический минимум проводится в следующих параллелях: 5 классы и 8 классы, так как это именно те возрастные ступени, на которых происходят существенные изменения в структуре личности.

2.Первичная дифференциация нормы и патологии  развития. Эта схема отвечает на вопрос - связаны ли проблемы ребенка с нарушениями его психического развития? Если это подтверждается, то служба является диспетчером и направляет ребенка к соответствующим специалистам.

3.Углубленное обследование личности ребенка. Это индивидуальная работа, направленная на изучение психолого-педагогического статуса школьника. При выявлении проблемы выдвигается гипотеза, которая  в ходе исследований подтверждается либо опровергается. При подтверждении разрабатывается и осуществляется план индивидуально-коррекционной работы (возможно привлечение педагогов, родителей, специалистов).

Выбор методик определяется, исходя из целей исследования, возраста и особенностей личности исследуемого.

 

  1. Психопрофилактика

 

Данный вид деятельности представлен многообразием форм и методов. Основная цель – развитие стремления учащихся к здоровому образу жизни, получение учащимися адекватных знаний по вопросам употребления ПАВ и проявлению других аддикций. Основная задача работы по данному виду деятельности – развитие личной ответственности учащихся за свои поступки и здоровье, что предполагает формирование широкого  спектра личностных и социальных навыков (принятия решения, сопротивления давлению сверстников и СМИ, контроля своего поведения, преодоления стресса и тревоги, эффективного общения).

Психопрофилактика предусматривает деятельность:

-  по контролю над соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного,  психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития;

- по обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

- по подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

- по своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.