Skip to main content

О Центре

   

Центр развития одаренных детей "Открытие"

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

-дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

- дети, достигшие успехов в каких-либо видах деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

         При такой «многоликости» одаренности  возникает потребность в  создании условий, которые по содержанию и формам деятельности будут способствовать выявлению и развитию природных дарований каждого ребенка.

       В 2010 году в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программы «Поддержка талантливых детей города Мурманска» на базе МБОУ «Мурманский политехнический  лицей» был создан Центр развития одаренных детей «Открытие» для учащихся 4-11 классов МПЛ и школ города. Цель Центра -  выявление и поддержка одаренных детей.

Творческая группа учителей МПЛ разработала программу Центра. 

       Цель программы - создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

       Программа предусматривает решение следующих задач:

 

1. Формирование системного мышления и целостного миропонимания (целостной картины мира – понимания сложности мира в его взаимосвязанности и единстве, постижение его красоты и осознание места человека в нём).

2. Развитие творческого, критического и абстрактно – логического мышления, способности к решению проблем.

3. Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям,возможность воспринимать,   исследовать и анализировать постоянно изменяющийся  поток информации.  

4. Обучение сотрудничеству: умению работать совместно с другими людьми (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, общаться с людьми, принимать точку зрения другого человека).

5.Применение навыков продуктивного мышления  с целью  дать возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые.

6. Развитие различных компетенций, способности к саморегуляции и самопознанию.

7. Усвоение необходимых знаний, умений и навыков как предусмотренных традиционной программой, так и выходящих за её пределы  для полного раскрытия и развития индивидуальности ребёнка, его  интеллектуального и творческого потенциала.

      Так как общая одаренность проявляется на ранних возрастных этапах, занятия в Центре проводятся уже с младшими школьниками (в 2016-2017 уч. году впервые была набрана группа первоклассников). Для детей этой возрастной группы все занятия Центра направлены на общее всестороннее развитие. В среднем и старшем звене главная педагогическая задача смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности, поскольку с возрастом обучающихся универсальная "общая способность" все более приобретает специфические черты и определённую предметную направленность. Учащиеся 5-7 классов посещают все предложенные элективные курсы, что помогает выявить способности каждого учащегося в какой-то определенной области знаний. Для обучающихся 8-11 классов программа предусматривает больше часов на индивидуальную работу по конкретному учебному предмету.

         Программа каждого года обучения состоит из трех блоков:

1.  Обогащение  содержания курса (расширение с элементами опережения).

2.  Междисциплинарное обучение.

3.  Индивидуальная исследовательская  работа.

1. Элективные курсы.

Обучение осуществляется на высоком уровне сложности. С целью обогащения знаний учащихся по отдельным предметам преподавателями Центра разработаны элективные курсы по математике, русскому языку, биологии, химии, географии, естествознанию. Учебный план Центра включает  40 элективов.

Методы обучения одаренных детей направлены на развитие продуктивного мышления высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к решению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечение  самостоятельности в учении (то есть организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировании выдвижения новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрении создания работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развитии способностей детей к самопознанию и самопониманию, воспитание у детей уважения к индивидуальным особенностям каждого человека.  На занятиях Центра применяются разные формы обучения: дискуссии, деловые игры, брейн-ринги, диспуты, семинарские занятия, практикумы, «Клуб веселых и находчивых», уроки-ярмарки идей и др.  – с использованием икт-технологий и возможностей мобильных классов.

2. Междисциплинарные занятия (МДО)

Второй блок программы Центра основан на авторской программе Шумаковой Н.Б. «Одаренный ребенок», адаптированной  учителями-предметниками МБОУ МПЛ.

На занятиях Центра используется технология междисциплинарного обучения. Междисциплинарный подход помогает реализовать ряд задач развития талантливых и одаренных детей, а именно:

·развитие широких познавательных интересов;

·развитие системного мышления;

·развитие творческих способностей личности и всех видов мышления;

·развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и навыков исследовательской работы;

·развитие коммуникативных умений;

·развитие способности к рефлексии, самопознанию, пониманию ценности другого человека и самого себя.

 

Междисциплинарное обучение  предполагает рассмотрение «стержневых» тем:

·         «Изменение» (1,2 класс);

·         «Влияние» (3 класс);

·         «Порядок» (4 класс),

·         «Происхождение» (5 класс),

·         «Система» (6 класс),

·         «Сила» (7 класс).

    Отбор содержания обучения основывается на применении принципа тематической междисциплинарной интеграции, что обеспечивает такую гибкость, широту и насыщенность содержания обучения, которые позволяют каждому ребенку найти свою область интересов, изучать эту область и представлять итоги своего изучения в качестве социально значимого результата на занятиях в Центре и школе. Выбор глобальной темы в качестве системообразующей темы одного учебного года, а также тематических разделов разных дисциплин определяется в соответствии с несколькими критериями: возрастные особенности интересов, индивидуальные познавательные потребности и возможности, а также особенности содержания обязательных программ обучения в рамках образовательного стандарта.

      Многогранный смысл глобальной темы каждого учебного года раскрывается с помощью последовательности междисциплинарных обобщений, то есть таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания. Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать эти идеи, доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя, лингвиста, биолога, математика, историка или искусствоведа – создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления одаренных детей и их способности решать проблемы.

         Междисциплинарное обучение требует от ребенка высокого уровня абстракции, что расширяет его возможности в решении сложных проблем. Кроме того, оно позволяет связать общей нитью разные учебные предметы, обеспечивая цельность в содержании обучения и формирование у обучающихся целостной картины мира. При этом учебные предметы не теряют своей специфики и, с одной стороны, вносят свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи, а с другой стороны, содержательно их обогащают, позволяют углубляться в исследование очень узких и конкретных вопросов.

          Ведущим в каждой теме является исследовательский метод[1].  Основные этапы метода:
1. Мотивация.
2. Исследование (может быть в малых группах).
3. Обмен информацией.
4. Организация информации.
5. Связывание информации.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
7. Постановка новых вопросов.
8. Применение.

Занятия МДО проводятся один раз в неделю. Занятие - исследование 2 часа, занятие - применение 1-2 часа.

3. Исследовательская работа

Обучение основам научно-исследовательской деятельности – важная составляющая работы с одаренными учащимися, направленная на формирование функциональной грамотности обучающегося и подразумевающая, прежде всего, совместную исследовательскую деятельность учащегося и педагога.

      Начальные навыки проведения исследования прививаются учащимся на элективах Центра и занятиях МДО. Ребята учатся выдвигать гипотезы, строить доказательство, защищать собственные выводы, уточнять гипотезы с учетом полученных данных. Более того, для учащихся 5-7 классов разработаны элективные курсы по подготовке к исследовательской работе: «Введение в научно-исследовательскую деятельность»  (5 класс), «Основы научно-исследовательской деятельности»  (6 класс), «Научно-исследовательская и проектная деятельность»  (7 класс).

      Участие в научно-исследовательской работе для всех учащихся Центра обязательно. В начале учебного года каждый преподаватель Центра предлагает учащимся темы исследовательских работ и проектов, учитывая актуальные направления современной науки. При этом обучающиеся свободны в выборе области исследований и руководителя. Учащиеся старшего звена имеют возможность проводить исследование под руководством преподавателя высшей школы. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяются учащимися совместно с научными руководителями. Формой отчета по проделанной работе является защита исследования на занятиях Центра и участие обучающихся в научно-практических конференциях разного уровня.

 

     Сегодня Центр развития одаренных детей "Открытие" - это многоуровневая организация, занимающаяся развитием талантливых учащихся 1-11 классов. Сейчас в Центре обучается свыше 100 одаренных детей. Учащиеся Центра принимают активное участие в очных и дистанционных олимпиадах и конференциях различного уровня.

 


[1] Одаренный ребенок: особенности обучения/Под ред. Н.Б. Шумаковой –М: Просвещение, 2006.- с.44